Личный кабинет потребителя
Обращение
Мобильное приложение
Получить госуслугу по линии МВД

Выбор варианта управления многоквартирным домом

Сознательный выбор:

В соответствии со ст.161. Жилищного Кодекса РФ, для собственников квартир существует возможность выбрать один из следующих вариантов управления многоквартирным домом:

  1. Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
  2. Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом.
  3. Управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Первый вариант означает ведение дел с помощью общего собрания собственников или представителем собственников, действующим на основании доверенности. Договоры на коммунальное обслуживание (газ, вода, канализация и т.п.) заключаются каждым собственником индивидуально. О реализации такого варианта на практике пока ничего не известно.

Второй вариант означает участие собственника в учреждении одного из видов Объединения Собственников Жилья (ОСЖ) - ТСЖ, ЖК и дальнейшее влияние на егодеятельность с правом голоса как участника ОСЖ. Выбирать этот вариант имеет смысл в том случае, если жильцы дома имеют более или менее единый материальный уровень и намерены увеличивать объем получаемых услуг и улучшать их качество, что означает готовность к несению дополнительных расходов как на содержание администрации ОСЖ, так и на сами дополнительные услуги.

Третий вариант означает заключение жителями договора с Управляющей организацией. Так как обслуживать один многоквартирный дом может только одна Управляющая Организация, договор заключается каждым собственником на основании решения общего собрания собственников по вопросу выбора Управляющей Организации. Договор с управляющей организацией удобен для большинства домов.

В особый случай можно выделить ситуацию, когда ТСЖ заключает договор с Управляющей компанией. Юридически ТСЖ выполняет в таком случае функцию представителя собственников при заключении договора, а в силу статьи 161 ЖК РФ форма управления общим имуществом изменяется, с "формы управления "ТСЖ" на форму управления "Управляющей компанией". Очень важно грамотно разделять договор на оказание комплекса услуг (например жилищных) и договор на управление многоквартирным домом. Эти договоры влекут разные правовые последствия.

Если ничего не делать и не выбирать

В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса РФ проводит открытый конкурс по выбору Управляющей Организации. Порядок проведения конкурса определен Постановлением Правительства РФ №75 от 6.02.06.

Следовательно, если в Вашем доме никто ничего не предпринимал по поводу выбора способа управления, в 2007 году, так или иначе, Ваш дом будет обслуживать Управляющая организация. Этот вариант вполне подходит для большинства «среднестатистических» домов. Государство предъявляет жесткие требования к компаниям, участвующим в конкурсе. Имеется механизм защиты жителей от «финансовых рисков» - обязательное наличие банковской гарантии, страхового договора или залогового депозита на случай, если управляющая компания не в состоянии выполнить обязательства перед поставщиками коммунальных услуг. То есть, жители при самых неблагоприятных обстоятельствах не окажутся без коммунальных услуг и с долгом по их оплате из-за действий управляющей компании. Основным критерием выбора Управляющей Компании по конкурсу является объем дополнительных услуг, предлагаемых конкурсантом за ту же стоимость. На практике весьма вероятно, что в первое время жители не заметят каких-либо перемен, так как обозначилась вероятность выбора в качестве управляющей компании соответствующих Жилкомсервисов. Это не вполне отвечает идеям реформы (разделения функций управления и собственно поставки услуг), но, вероятно, до становления профессиональных управляющих компаний является естественным решением.

В области управления коммунальным хозяйством в процессе реформирования внедряются рыночные механизмы, упорядочиваются отношения собственности и разграничиваются предметы ведения.

Коммунальные службы отвечают за коммуникации, которые проходят вне дома. Их задача «довести» и «отвести». Внутридомовые коммуникации относятся к ведению собственников дома.

В связи с изменением системы управления «жилищно-коммунального хозяйства» , возникают «горизонтальные» договорные отношения между поставщиками услуг и отдельными ТСЖ или Управляющими компаниями. И, если МУПы, управляющие домами целого района Чебоксар, могло вести разговор с поставщиками более менее «на равных», то небольшое ТСЖ находится в явно проигрышном положении по отношению к городскому монополисту. Для многих ТСЖ договора с городскими коммунальными монополистами и расчеты по ним представляют из себя большую проблему.

Процесс реформы организационных структур коммунального хозяйства напрямую не затрагивает граждан и более интересен специалистам, однако мы готовы опубликовать здесь информацию на эту тему, если заинтересованные лица предоставят ее нам.

Закрыть диалоговое окно