Личный кабинет потребителя
Обращение
Мобильное приложение
Получить госуслугу по линии МВД

Реформа оплат жилищных и коммунальных услуг

Реформа системы оплаты «жилищных услуг» тесно связана с реформой управления «жилищным хозяйством». По сути собственники жилья совершенно самостоятельно через ТСЖ или Управляющую компанию выбирают как перечень услуг по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, так и уровень качества и стоимости таких услуг. Жильцы могут как отказаться от таких услуг (например, самостоятельно убирать лестничную клетку), так и ввести новые виды услуг (видеонаблюдение, полив цветов на лестничных клетках и т.п.). Фантазии в этой области фактически ничем не ограничены.

В вопросе выбора перечня услуг и соответственно установления расходов на их оплату действует демократический принцип – меньшинство подчиняется большинству. Следовательно, можно предположить, что продолжится расслоение – «богатые» ТСЖ и Ук  будут возлагать на своих участников большие расходы, но и повышать уровень услуг, «бедные» будут сокращать расходы, но и снижать уровень услуг.

Средства, выплачиваемые жильцами, попадают в распоряжение ТСЖ или Управляющей Компании, которые направляет их нанятым ими подрядчикам – исполнителям определенных услуг. Перечень и стоимость услуг определяется на основании решения общего собрания ТСЖ или на основании договора с Управляющей компанией.

 В реформе оплаты жилищных услуг есть один очень сложный вопрос, который на данный момент обозначен, но не имеет решения. Это оплата «капитального ремонта». По общему принципу жильцы должны сами оплачивать капитальный ремонт своей собственности. Но при этом существуют дома, не предполагающие капитального ремонта как такового. Существуют и другие неясности.

Реформа системы оплаты коммунальных услуг

Реформа системы оплаты «коммунального хозяйства» направлена на упорядочивание системы расчетов за коммунальные услуги. Общий принцип реформы: «платит потребитель услуг и платит полную стоимость услуг». Государство, по крайней мере на ближайшее время, оставляет за собой функции надзора за тарифами на услуги «коммунальщиков», но снимает с себя финансирование этих услуг. Выплаты субсидий и компенсаций (льгот) как социальной помощи должны производиться в пользу граждан. Если прежде государство вело расчеты с коммунальными предприятиями, выплачивая им разницу между «начислено» и «оплачено» из государственного бюджета, то теперь государство будет иметь финансовые отношения только с гражданами, предоставляя им адресную социальную помощь в случаях, предусмотренных законом. По общему порядку жильцы должны будут оплачивать полную стоимость получаемых услуг.

В связи с тем, что коммунальные услуги оказываются в основном «естественными монополиями», огромное значение имеет деятельность государства именно в регулировании тарифов.

Элементом реформы оплаты коммунальных услуг является внедрение приборов учета потребления услуг. То есть, переход с оплаты услуг «по нормативам потребления» на оплату услуг по «фактическому потреблению». На практике оплата по приборам учета (счетчикам) является более экономичным вариантом, чем оплата по «нормативам потребления» , обычно рассчитанным с большим запасом.

Подробнее о тарифной политике можно посмотреть в разделе Состав и тарифы платежей – за коммунальные услуги.

Упорядочиванию системы взаимоотношений между поставщиками услуг и их потребителями сопутствует децентрализация сбора и перечисления платежей за коммунальные услуги  и направление этих средств в распоряжение ТСЖ и управляющих компаний. О проблемах, которые могут возникнуть в связи с этим и способе решения такой проблемы, сказано выше.

Закрыть диалоговое окно